Словарь йоги. Манас.

Живатма, или душа (это не совсем одно и то же, но в какой-то мере тождественные понятия), является неизменной и бессмертной сущностью. Но в каждом новом воплощении формируется несколько оболочек личности. Формирование новой личности в каждом воплощении обусловлено самскарами, которые являются хранилищем кармы — последствиями прошлых действий. И ум, или интеллект, — это одна из оболочек живатмы, которая формируется в процессе нового воплощения и в дальнейшем — непосредственно в процессе жизни.

 

Во многом наш ум определяет наше мировоззрение и как следствие — нашу жизнь. Наши мысли, установки и убеждения формируют нашу реальность, и сегодня мы находимся в той точке, в которую нас привели наши мысли. Следовательно, меняя мысли, убеждения и тенденции ума в нужном нам направлении, можно изменить и свою жизнь. И ум — это мощный инструмент управления своей жизнью.

 

Манас в переводе с санскрита означает ‘ум’, также встречаются переводы ‘душа’ и ‘разум’ в зависимости от контекста изложения. Также можно определить манас как интеллект — инструмент эмпирического познания окружающего мира. Какие же функции выполняет манас? Сарвепалли Радхакришнан в своём философском трактате «Индийская философия», одной из главных функций манаса определяет восприятие и систематизацию данных, которые поступают от органов чувств, а также последующее формирование представления о внешнем мире на основе этих данных.

 

Любопытным является взгляд на понятие Манас В. Г. Лысенко в «Новой философской энциклопедии». Он также пишет о том, что главной функцией манаса является восприятие, координация и систематизация органов чувств, а также анализ данных полученных от органов чувств и формирование соответствующего мировоззрения и мировосприятия на основе этих данных. Лысенко подчёркивает, что манас является «ядром психической индивидуальности». Это то, о чем было сказано несколько выше: живатма, воплощаясь в новом теле формирует личность, обусловленную прошлым опытом живатмы, именно ядром этой личности, так сказать её каркасом, по мнению Лысенко, и является манас.

 

Манас формируется в соответствии с самскарами из прошлых воплощений, а значит, привычки и тенденции, присущие в прошлых воплощениях, могут «перекочевать» и в новую жизнь. Этим объясняются многие необъяснимые склонности маленьких детей, которые по ряду причин никак не могли быть приобретены в этом воплощении. Также воспоминания прошлых жизней, которые часто доступны маленьким детям, хранятся в манасе, сформированном самскарами из прошлой жизни. Но уже после первых нескольких лет жизни огромный пласт новых впечатлений перекрывает воспоминания прошлых жизней, поэтому, как правило, эти воспоминания полностью затираются к пяти-шести годам. Таким образом, манас не является постоянной и неизменной субстанцией, он постоянно меняется, корректируя своё состояние в соответствии с окружающей средой и получаемым индивидом опытом.

 

Помимо того, что манас получает информацию от индрий — органов чувств, он способен и сам к некоему тонкому виду восприятия. Именно по этой причине большинство школ йоги относят манас к индриям, так как он имеет способность к манаса пратьякша — своему собственному восприятию действительности. Об этом пишется и в «Бхагавад-гите»: сам Кришна, давая наставления Арджуне, относил манас к индриям и отмечал, что цель йоги — взять под контроль все индрии и в том числе ум.

 

В зависимости от разных философских школ, концепция понимания манаса может отличаться. Так в школах ньяя и вайшешика манас вечен и способен воспринимать в один момент времени лишь одно явление. Напротив, в школах санкхья и йоги манас является невечным и может воспринимать несколько процессов одновременно.

 

Роль манаса Патанджали описывает в «Йога сутрах». В конце главы третьей он пишет, что после освоения пранаямы (контроля над дыханием и праной) и пратьяхары (контроля над органами чувств), манас может приступать к Дхаране. Об это сказано в сутре 53 главы второй. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «И ум приготовляется к сосредоточенной медитации». Таким образом, помимо функции получения и систематизации информации от органов чувств и формирования ответных реакций на раздражители, манас также может быть инструментом духовного развития, а именно — медитации. Так, обуздание беспокойного ума и является целью йоги.

 

Подводя итог, можно сказать, что манас — это совокупность впечатлений прошлых воплощений и нынешнего, которые и формируют нашу личность со всеми чертами характера, тенденциями психики, привычками и так далее. Манас формируется под влиянием накопленной кармы, и изменить какие-то негативные тенденции в нём можно только посредством духовной практики и осознанной жизни. Манас, как и две остальных составляющих читты — буддхи и ахамкара, является инструментом познания мира. И манас — это то, что в первую очередь следует взять под контроль, ведь в йоге он часто сравнивается с возницей, который управляет лошадьми — нашими органами чувств, безумно мчащимися за объектами наслаждений. Взяв под контроль манас, обретём мощный инструмент контроля над чувствами.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked (required)